Методические рекомендации для родителей, будущих первоклассников.

Педагог – психолог Шевелева Н.И

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Основной идеей методических рекомендаций -это  ответить на наиболее задаваемые вопросы родителей, будущих первоклассников. Можно ли определить готовность к школе? Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информированные и надежные критерии готовности ребенка к обучению в школе. Хочу обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе – объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, “запихивают” в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Не нужно увлекаться счетом до бесконечности, когда ребенок считает до ста и даже более. Надо помочь ему овладеть решением простейших примеров, арифметических задач в пределах пяти. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос: “Что больше — один или два, не может ответить.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.

Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

Критерии готовности ребенка к школьному обучению:

Личностная готовность – ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность – умение общаться с взрослыми, сверстниками. Умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор.Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.

Очень часто,  в середине учебного года: пропадает интерес к школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе “трудно”. Перестают усваивать программу по письму, не помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают плакать. И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на “продленке”, а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим двухчасовой сон днем, полноценное питание, а при необходимости – проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут помочь их ребенку(прогулки, закаливающие процедуры, больше движений, плаванье, а не сидения перед телевизором).

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.

*Важно учить не читать, а развивать речь; не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

*Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

*Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

*Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

*Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, спокойными.доброжелательными, немногословными.

*Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

– настроен исключительно наигру;

– недостаточно самостоятелен;

– чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

– не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

-мало знает обокружающем мире, неможет сравнить предметы, неможет назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

-имеет серьезные нарушения речевого развития;

-неумеет инехочет общаться сосверстниками;

-нехочет контактировать совзрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Подведем  итог «подготовленного к школе ребёнка: у ребёнка выражено желание учиться, узнавать новое. Он положительно относится к школе, учителям, учебной деятельности. Умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими людьми. Способен выполнять требование взрослого, не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет. Может контролировать своё поведение, объяснять причины своих поступков. Обладает эмоциональной устойчивостью, умет ограничивать эмоциональные порывы.Способен трудиться, достигать заданной цели, доводить начатое до конца, преодолевать трудности. Имеет хорошее умственное развитие, развита мелкая моторика рук. Развит фонематический слух, сформировано звукопроизношение.

Хвалите даже за самые маленькие успехи .Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия.

Взрослые очень хотят, чтобы дети были лучше, чем они, не повторяли их ошибок, были умнее. Но ребята вас копируют и часто не знают, как поступить правильно.

 

Методические рекомендации учащимся перед экзаменами.

Педагог – психолог Шевелева  Н.И

Волнение перед публичным выступлением знакомо каждому из нас. А школьники оказываются в такой ситуации очень часто – на уроке, на контрольной, на экзамене. У этой проблемы две стороны: одна – неумение учиться, недостаток знаний, другая – недостаточная психологическая готовность к таким ситуациям при удовлетворительных и даже хороших знаниях. 

Одному ребенку нужно научиться лучше усваивать учебный предмет при подготовке к контрольным и экзаменам, другому – справляться со своими страхами, мобилизоваться в ответственной ситуации. Бывает и так, что высокая тревожность у одного и того же школьника сочетается с неумением учиться.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. В зависимости от того, кто вы – “сова” или “жаворонок”, максимально загрузить первую или вторую половину дня.

Следует четко определить, что именно сегодня будет изучаться.Хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Если заниматься не хочется и в голову ничего не идет, то полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и настроение улучшится.Обязательно следует чередовать работу и отдых – 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв .

Существуют методики повторений материала, но прежде чем, рассмотреть некоторые обратимся к психологическим аспектам запоминания. Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации. Известный английский физиолог ТрейУолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память- это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Из такого определения следует, что именно активизация всех интеллектуальных процессов (внимание, мышление) обеспечивает и высокое качество памяти и процесс запоминания. Поэтому повторять и учить материал нужно внимательно и рассматривать взаимосвязь между темами. Это одноиз условий успешного применения методик повторения.

 

Некоторые закономерности запоминания

  1. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
  7. Повторение- это воспроизведение прочитанного своими словами. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты.

 

Режим повторения:

Первое повторение сразу после окончания чтения.

Второе повторение через 20 минут после предыдущего.

Третье повторение через восемь часов.

Четвертое повторение через сутки (лучше перед сном, закончить к 22 часам и сразу же лечь спать)

Метод «5 П»  1 П- просмотреть текст (бегло) 2 П- придумать к нему вопросы 3 П- пометить карандашом самые важные места 4 П- пересказать текст 5 П- просмотреть текст повторно. Помни! Мы лучше всего запоминаем: – то, что нам нужно, – то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями, – то, чем мы постоянно пользуемся.

 

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередовать умственный и физический труд.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач! Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения: — посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд); — напиши глазами свое имя, отчество, фамилию Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)  — нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

 

Как вести себя на экзамене.

  1. Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.
  2. Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.
  3. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.
  4. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.
  5. Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  6. Не сдавать письменные работы без проверки.

 

Во-первых, внимательно прочитайте вопросы. Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание – трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

Во-вторых, фиксируйте самое основное. Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу – пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы супер отличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.

В-третьих, только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая “воду” вы рискуете утонуть или “поплыть”… Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.

В – четвертых,  наблюдайте за экзаменатором. Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот – раздражен. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.

В – пятых, если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает ваш одноклассник. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам.

Как успешно сдать экзамен.

Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена. Для тех, кому предстоит сдавать экзамены, типичной является ситуация, когда начало подготовки к ним откладывается на максимально долгий срок, что негативно сказывается на конечных результатах. Поэтому очень важнозаранее создать позитивный настрой на экзамен, который будет стимулировать подготовку к нему. Экзамен следует рассматривать как своеобразную игру, в которой шансов выиграть гораздо больше, чем проиграть. Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию вашего успеха, когда вы, преодолев все трудности, вышли победителями. Что это за ощущения? Несмотря на то, что экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, требующее мобилизации всех умственных и физических сил, он между тем дает вам очень ценную возможность – почувствовать себя компетентным в определенной области знаний, приблизиться к своей заветной мечте.

 

Формируйте позитивные цели.

О необходимости осознания цели собственного поведения Фрэнсис Бэкон сказал: «Ковыляющий по дороге опередит бегущего, сбившегося с пути». Подумайте о том, что хорошего, полезного лично вам принесет удачная сдача экзамена, закрепите этот образ, эти приятные ощущения успеха. Для этого вы можете воспользоваться техникой, которая называется «созидающая визуализация» (автор ШактиГавэйн). Используя силу воображения, вы можете создать позитивные образы будущего, дающие вам уверенность и силу. Если вы время от времени будете возвращаться к ним, добавляя детали, ощущение уверенности с каждым разом будет усиливаться. Между этими позитивными образами и вами сегодняшним образуется незримая связь, позитивный настрой на достижение целей. С каждым разом, когда вы будете создавать себе позитивные образы, вы будете чувствовать в себе новую силу, новую уверенность, желание осуществить свои планы. И с каждым разом это будет все легче и легче.

 

Побеждает лишь тот, кто верит.

Эти слова принадлежат Томасу Эмерсону. Вера в успех порождает доверие, приносит успокоение разуму, с противоположной стороны – сомнения, беспокойства и волнения. Если ваша вера крепка, она поможет не только вам, но и другим.
Помните: главная фигура в любой критической ситуации на экзамене – это вы. Пусть вашим девизом будут слова: «Я могу лишь приобрести, но отнюдь не потерять».

 

Несколько советов психолога

1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходим отдых 30- 40 мин.
8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 15- 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия решайте без него.
13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Януш Корчак

Десять заповедей для родителей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что – го для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – то не тиран, который завладевает всей твоей жизнью.
Не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но Душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
1 0. Люби своего ребенка любым неталантливым, неудачливым, взрослым. Общайся с ним — радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.