Самопознание в образовательном процессе

В 2010 году в учебный процесс школ, колледжей педагогических вузов был введен предмет «Самопознание», который позволил целенаправленно реализовать духовно-нравственное образование детей и учащейся молодежи. Внедрение основывалось на 9-летнем эксперименте, в котором приняли участие 184 экспериментальные площадки – детские сады, школы, колледжи, КазГосЖенПУ.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы развивать у ученика систему ценностей, навыки рефлексии, основы нравственного поведения, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом; помочь ему раскрыть свои способности, научиться ставить жизненные цели, сформировать в себе готовность к нравственному выбору, ответственности за свои слова и поступки.

Содержание предмета основывается на системе общечеловеческих ценностей, позволяющих:

  • познавать себя через осознание таких понятий, как любовь, здоровье, свобода, счастье, совесть, труд, гармония тела и духа, цель жизни, предназначение человека, единство мысли, слова и дела;
  • познавать других через осознание таких понятий, как семья, дружба, общение, доверие, уважение, равенство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;
  • познавать мир через осознание таких понятий, как природа, Родина, жизнь, гармония с окружающим миром; вера, надежда;
  • познавать духовный опыт человечества через осознание таких понятий, как истина, творчество, культура, земля как общий дом человечества, единение с человечеством.

В программе по предмету предусмотрена преемственность в развитии основных понятий об общечеловеческих ценностях и личностных качествах по классам и уровням среднего образования.

Программа предполагает тематическое развертывание содержания предмета  по следующим направлениям: «познание человеком самого себя», «человек в обществе», «человек и окружающий мир», «духовный опыт человечества». Этот принцип построения содержания предмета сохраняется на всех ступенях средней школы несмотря на различие в названии разделов.

При изучении первого раздела учащиеся осмысливают понятия «внутренний мир человека», «нравственный выбор», знакомятся с источниками самопознания, учатся понимать жизненные цели, важность служения людям как предназначения человека.

Второй раздел призван помочь обучающимся понять важность воспитания характера, таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, совестливость, отзывчивость, способность отвечать за свои поступки, соблюдать единство мыслей, слов и дел. Темы раздела направлены на осознание обучающимися понимания взаимосвязи помыслов и поступков, развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Третий раздел вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений добродетельных качеств  характера. Содержание этого раздела помогает учащимся осознать важность этических норм в общении с окружающими, проявления таких качеств характера, как деятельная любовь и уважение к близким в семье, уважение к окружающим – одноклассникам, друзьям, посторонним людям, способность доверять и оправдывать доверие. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.

Четвертый раздел помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, ценность культурного наследия всех народов и наций, идеалов истины,  добра, любви, справедливости, заложенных  в нем. Содержание тем призвано способствовать воспитанию уважения к культуре, истории и традициям разных народов, осознать единство человечества. Знакомство с жизнью великих людей позволяет учащимся осознать сущность истинного лидерства, гармонии человека с окружающим миром.

В преподавании предмета   «Самопознание» используются методические приемы обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания. Такие приемы, как позитивный настрой и круг «От сердца к сердцу», которые применяются соответственно в начале и по завершении каждого занятия, способствуют тому, что каждый ученик вовлечен в проблему урока, принят коллективом и сам позитивно воспринимает коллектив.

Содержание предмета предполагает также использование приемов и методов, направленных как на расширение знаний и представлений школьников о ценностях и нравственных качествах человека, так и на развитие их мышления, эмоционально-волевой сферы, на эмоционально-образное восприятие учебного материала, активизацию познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала («Чтение», «Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность», использование музыки и пения, проектная деятельность).

Программа по изучению предмета «Самопознание» рассчитана на объем учебной нагрузки, составляющий 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году в каждом классе.