Самопознание: Человек и Космос
«Ребенок несет в себе безграничную энергию духа.
В его микрокосме – весь Космос в миниатюре…
Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу»
Амонашвили Ш.А.
Одна из важнейших задач воспитания – развитие в ребенке космического самосознания, то есть осознания самого себя как нераздельной части Космоса, природы. Поэтому нравственно-духовное образование и изучение Вселенной неразрывно связаны. Изучение космоса и самопознание – основа интеграции нравственно-духовного и астрономического образования, и вся та деятельность, которую проводит Обсерватория, по сути, есть содействие нравственно-духовному образованию школьников.
Интеграция нравственно-духовного и космического образования.
Космическое образование подразделено на два направления: аэрокосмическое (ранняя профессиональная ориентация на подготовку будущих специалистов для предприятий аэрокосмической отрасли) и собственно космическое образование (познание космоса, как системообразующего фактора всей системы человеческого знания и мировоззрения). Космическое образование включает в себя изучение фундаментальной науки астрономии, а также новых направлений по астробиологии, астрохимии, ракетно-космической техники и космической робототехники.
Ежегодно, во время проведения Республиканской Профильной Школы, со старшеклассниками организуется «Круглый стол» на тему: «Проблемы искусственного интеллекта. Решение этических проблем робототехники через программу нравственно-духовного образования «Самопознание», где обсуждаются актуальные проблемы сосуществования людей и роботов, в том числе и этические, а также раскрываются вопросы служения науки обществу на основе общечеловеческих ценностей и гуманизма.
В рамках Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, в целях обновления содержания образования по STEAM-образованию и робототехнике, Обсерватория может стать современным многопрофильным республиканским (международным) учебным центром по космическому образованию школьников, осуществляющим деятельность по направлениям:
-
переподготовка и повышение квалификации специалистов в области астрономии и космических технологий;
-
разработка соответствующего учебно-методического и организационного сопровождения;
-
проведение Smart-лабораторных практикумов школьников по робототехнике;
-
проведение он-лайн курсов для школьников и учителей физики и астрономии в рамках внедрения STEAM-образования в организациях среднего образования.