Направления деятельности Института гармоничного развития человека

I. Научно-методическая деятельность

В стенах Института гармоничного развития человека, открытого в 2002 году, сформированы концептуальные подходы к нравственно-духовному образованию детей и молодежи, разработаны ГОСО по данному учебному курсу для разных уровней образования, проведена апробация проекта в 184 учебных заведениях и осуществлено внедрение общеобязательного учебного предмета «Самопознание» в систему непрерывного образования страны.

Одним из ведущих аспектов научно-методической работы в силу инновационного характера предмета «Самопознание» является разработка стандартов, учебных программ, учебно-методических комплексов и учебно-методической литературы по предмету «Самопознание».

«Самопознание» является метапредметом, призванным изменить парадигму образовательного процесса в Республике Казахстан, построить ее на новых мировоззренческих основах с ориентацией на духовные приоритеты, на понимание человека как целостного существа в единстве души и тела, разума и сердца.

Учебный предмет стал стержневым компонентом программы нравственно-духовного образования «Самопознание», позволяющей перейти к гуманистической парадигме образовательного процесса, в центре которого находится ученик. Главной целью становится его духовный рост как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности.

В связи с этим с 1 сентября 2013 г. осуществляется многогранная научно-методическая работа по интеграции программы НДО «Самопознание» в воспитательную систему организаций образования. Помимо Центра «Бобек» статус пилотных площадок по программе нравственно-духовного образования «Самопознание» получил ряд организаций образования в регионах РК (детские сады, школы, колледжи). Сотрудниками ИГРЧ осуществляется научно-методическое сопровождение деятельности пилотных организаций, где создается целостная воспитывающая среда на основе программы НДО «Самопознание».

II.Повышение квалификации и переподготовка педагогов самопознания

Важнейшей задачей при внедрении предмета «Самопознание» стала подготовка педагогов. С этой целью в Центре «Бобек» действуют курсы повышения квалификации учителей самопознания, педагогов колледжей и вузов, преподающих эту дисциплину.

В Институте гармоничного развития человека разработаны авторские программы курсов повышения квалификации педагогов самопознания. Главная задача курсовой подготовки – помочь каждому слушателю по-новому осмыслить свое предназначение как учителя и человека, который, в свою очередь, сможет создать такие условия для учебной деятельности, чтобы каждый ученик смог раскрыть свой внутренний духовный потенциал, смог стать достойной личностью, живущей в согласии с совестью, позитивно мыслящей, реализующей свои способности и осознающей свой долг перед обществом.

Коллектив Института сотрудничает с АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», для которого осуществляет подготовку сертифицированных тренеров по обновленной программе «Самопознание», оказывающих в настоящее время методическую помощь педагогам во всех регионах страны.

III. Информационно-ресурсная деятельность

Новизна и интегративный характер предмета «Самопознание» обусловили необходимость информационной поддержки деятельности педагогов самопознания.

С этой целью с января 2009 года Институтом гармоничного развития человека выпускается ежемесячный научно-методический журнал «Самопознание.KZ».

В журнале широко освещаются вопросы нравственно-духовного образования в республике Казахстан, публикуются разнообразные материалы: научно-методические статьи по программе нравственно-духовного образования «Самопознание», разработки занятий в детских садах, уроков в общеобразовательной школе, занятий в колледжах и вузах по предмету «Самопознание», творческие работы педагогов и учащихся и другие материалы по нравственно-духовному образованию.

Информатизация современного образования и внедрение информационно-коммуникационных технологий обусловливает необходимость использования их широких возможностей в нравственно-духовном развитии личности.

Разработанный творческим коллективом Института гармоничного развития человека, интернет-портал www.ozin-ozi-tanu.kz представляет собой многофункциональную площадку с большим количеством разнообразных сервисов, объединённых единой концепцией и предназначен для детей, учащейся молодежи, родительской и педагогической общественности.

Интернет-портал состоит из девяти самостоятельных тематических подсайтов, каждый из которых предназначен для определенной категории пользователей, со своей системой управления, удобным интерфейсом пользователя, возможностью выхода в социальные сети. Портал включает в себя разделы «Детям», «Школьникам», «Студентам», «Родителям», «Педагогам детских садов», «Педагогам школ», «Педагогам колледжей и вузов», «Дистанционное обучение».

Многопрофильный интернет-портал призван обеспечить детям и молодежи Казахстана возможности самопознания, творческого саморазвития и самореализации на основе информационных интерактивных технологий.

Портал снабжен системой дистанционного обучения с оптимальной системой управления процессом обучения. Подготовлена первая программа дистанционного обучения «Нравственно-духовный потенциал мировой художественной культуры как средство воспитания гармо­нично развитой личности». Система дистанционного обучения предоставляет хорошие возможности для самообразовательной деятельности слушателей длительных курсов повышения квалификации и педагогов самопознания.

IV.Социально-педагогическая деятельность

Еще одной задачей Института гармоничного развития человека является методическое и ресурсное обеспечение социально-педагогической деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, на создание условий для его самореализации в обществе.

Для материалов по педагогическому просвещению родителей, программ дополнительного образования, социальных проектов учащихся, творческих студий, которые направлены на развитие личности, адаптации ее в обществе, имеются такие рубрики интернет-портала www.ozin-ozi-tanu.kz, как «Клуб «Моя семья», «Родительское собрание», «Советы психолога», «Мир, в котором я живу», «Дорогой самопознания» «Путь к себе», «Служить людям» и др.

V. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество является неотъемлемой частью деятельности Института гармоничного развития человека. Институт гармоничного развития человека сотрудничает с международными, зарубежными организациями, занимающимися проблемами духовно-нравственного развития подрастающего поколения: Международным центром гуманной педагогики, Европейским институтом общечеловеческих ценностей (Дания), Институтом проблем образования (Баку, Азербайджан), Международным общественным движением «Родительская забота» (Россия).

Совместно с сотрудниками этих организаций проводятся международные семинары и конференции, мастер-классы, где происходит обмен опытом духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи.